Многие катера и лодки сегодня оснащаются не только обычным двигателем внутреннего сгорания, но и электромотором. Использоваться он может, к примеру, во время троллинга.
Многие катера и лодки сегодня оснащаются не только обычным двигателем внутреннего сгорания, но и электромотором. Использоваться он может, к примеру, во время троллинга. Разумеется, для такого мотора необходимо будет купить тяговые аккумуляторы, которые во многом отличаются от стартовых. При выборе этих источников электрической энергии следует учитывать как их характеристики, так и предполагаемый режим работы подключаемого к ним оборудования.
Основные требования к тяговым аккумуляторам
В отличие от стартера, который включается лишь для запуска основного двигателя, электромотор может использоваться довольно продолжительное время. Это означает, что подключенный к нему аккумулятор должен сохранять свою работоспособность даже после глубокой разрядки. Ключевой характеристикой является рекомендуемое минимальное напряжение, которое обязательно указывается в техническом паспорте. У лучших образцов тяговых аккумуляторов этот параметр может опускаться до 5% от номинального значения, достигаемого при полном заряде батареи.
Емкость (измеряется в ампер-часах), а также выходное напряжение устройства следует подбирать исходя из потребляемой мощности и других характеристик подключаемого оборудования, в состав которого наряду с мотором может входить, например, эхолот или какие-нибудь осветительные приборы. Подобный подход используется и в тех случаях, когда необходимо купить якорь, только в этом случае учитывается в первую очередь вес судна.
Какой из видов тягового аккумулятора лучше
В большинстве случаев на катерах устанавливаются батареи одного из следующих типов:
- Жидкостные. Наиболее распространенные аккумуляторы. Сравнительно дёшевы и при этом выдерживают не менее тысячи циклов перезарядки. Недостатком является необходимость постоянного квалифицированного обслуживания батареи.
- Стекловолоконные (AGM). Плохо выдерживают глубокую разрядку и не обладают значительным ресурсом (в среднем до 400 циклов). В то же время не требуют обслуживания и безопасны в обращении.
- Гелевые. Их можно перезаряжать 700-800 раз. Кроме того, они не теряют работоспособности даже после многократного снижения напряжения до 20 и менее процентов от номинала.
В целом можно отметить, что жидкостные аккумуляторы наиболее выгодны по соотношению цены и эффективности. Это качество ярче всего проявляется при интенсивной ежедневной эксплуатации катера.
Если же маломерное судно отправляется в плавание редко, несколько раз за сезон, его можно оснастить стекловолоконным аккумулятором. Такие батареи (AGM) иногда также применяются в качестве стартово-тяговых, что достаточно удобно.
Гелевые аккумуляторы занимают «промежуточное» положение. Обслуживать их проще, чем жидкостные, а количество циклов перезарядки у них иногда вдвое больше, чем у стекловолоконных. Такие батареи - более дорогие, однако долговечны и не требуют долива электролита.
"